Когда уже всё сказано, остаются недосказанности. Казалось бы, всё разложено по сусекам, комбинируй, объединяй, складывай, умножай, но в конце всё сведётся к простому вопросу: будет ли Фед поднимать ставки в этом году? Вообще, будет ли Федеральный резерв поднимать ставки? Ответ на этот вопрос очень похож на все выступления Йеллен и членов комитета по открытым рынкам: если позволят условия.
Если я правильно понимаю, то Йеллен вчера попыталась заново объясниться по поводу последнего заседания Комитета по открытым рынкам. Смысла в этом особого не было, но объяснилась как могла. Собственно говоря, вновь были повторены те же самые слова, но с небольшими оговорками. Можно понять саму Йеллен, можно понять и членов Феда, большинство которых обеими руками за поднятие ставок, и в то же время только один член комитета проголосовал так, как он хотел. Все остальные не просто воздержались, они проголосовали против. И в этом кроется самая страшная загадка года - большинство за, но именно это большинство голосует против. Как же так?
"ЕЦБ может изменить QE - размер, состав и длительность" - такими словами вчера утвердили позицию Европейского Центрального Банка Драги и Прет. Одними и теми же словами. Похоже, где-то в кулуарах центробанка размещён плакат на манер того, что у нас висели в советских столовых - "Мойте руки перед едой". Я только не понимаю, зачем повторяться-то? Что-то изменилось за последние несколько месяцев? Совсем недавно вкратце я описал последствия европейского QE, которое, если не бить по рукам, даёт свои плоды, и самый главный результат, которого от этого количественного смягчения ожидали - это улучшение условий кредитования. Во-первых, заёмные деньги стали дешевле (ставки лежат на полу), а во-вторых, система регулярно пополняется этими самыми дешёвыми деньгами.
Вне всяких сомнений, члены Комитета по открытым рынкам ФРС после заседания начнут пояснять свою позицию и свой вклад в решение не поднимать ставки. Так было всегда - активность чиновников вслед за заседанием возрастает. И это хорошо, потому что минутки и краткие релизы содержат сублимированное мнение Фед, и всегда интересно выслушать конкретные мысли каждого. Пусть они и профессура, но всего лишь чиновники, они зависимы, им приходится держать ответ перед вышестоящими инстанциями, хотя, по большому счёту, Федеральный резерв позиционируется как независимая организация...
Йеллен наговорила чрезвычайно много, намного больше, чем от неё требовалось, но расплывчатость формулировок не даёт почувствовать истинных причин того, почему все-таки ставки не подняли. Как бы тётушка ни пыталась завуалировать свои сомнения по поводу дальнейшей судьбы диапазона ставок по федеральным фондам, сомнения эти есть и никуда от них не деться. О Китае она говорила в очень сдержанном тоне, затронув при этом всего лишь одну из проблем - проблему замедления китайской экономики и совсем чуть-чуть упомянула о неполадках на развивающихся рынках, привязав это почему-то к ценам на энергоносители. И Канаду приплела, которая тоже испытывает большие трудности, хотя страна относится к развитым (не развивающимся) странам, к тому же Канада является со слов Йеллен одним из основных штатовских партнёров.
Прокомментирую речь с самого начала, вычленяя интересное, и замыливая для меня неинтересное. Сильный доллар и влияние на него политики ФРС Йеллен прокомментировала в спокойном ключе: "Дифференциалы процентных ставок по всему миру имеют тенденцию вызывать потоки капитала, которые имеют влияние на обменные курсы. ... у нашей политики есть некоторое влияние на обменные курсы и, конечно, да, мы должны принимать это во внимание". Общие фразы. Смысл есть, но смысла нет. Ответа на вопрос тоже нет. Как сильно беспокоит чиновников из Федерального резерва сильный доллар? - вот вопрос вопросов. Надо было спрашивать именно так, в лоб.
В протоколах Комитета по открытым рынкам ФРС нет ничего нового, по крайней мере я ни одного изменённого слова не нашёл. Стандартно переписанный релиз. И даже одна из заключительных фраз, символизирующая неизменность и глобальность, присутствует: "В настоящее время Комитет ожидает, что даже после того, как занятость и инфляция достигнут согласованных уровней, близких к мандатным, экономические условия могут в течение некоторого времени заставить сохранить ставку по федеральным фондам ниже целевого уровня общего мнения Комитета". Унд аллес, как говорят в Греции.
О Федеральном резерве сегодня ни слова не напишу, а напишу-ка я про Японию и Европу, хотя писано не раз. Последние заявления Банка Японии пугают многих, но в этих страшилках нет серьёзного зерна хотя бы потому, что это всего лишь слова. Слова говорятся для того, чтобы даже не предупредить, а для оправданий в будущем. Типа, мы же вас предупреждали, а вы не верили. Почти в унисон поёт и Европейский центральный банк: в случае необходимости программа количественного смягчения может быть расширена. Если разобраться в принципе QE, то принцип простой - давайте в залог бумаги, мы вам печатаем деньги. И про это писано не раз.
Есть такой анекдот. У математика спрашивают: какова вероятность встречи с динозавром на улице? Он заумно отвечает, со всякими там рассуждениями и выкладками, а затем выдаёт результат - это единица в степени минус миллион. Или миллиард. Вероятность, короче, практически нулевая. У блондинки спрашивают то же самое. Блондинка не задумываясь: 50/50 - либо встречу, либо нет. По поводу сентябрьского повышения ставки отвечу точно как блондинка: повышение или неповышение ставки для меня равновероятно. И это при всём при том, что практически год я твержу о том, что ставку повышать не время. В любое время, когда я это писал, ставку повышать было не время. И сейчас не время...
Опишу расположение отложенного спроса только для евро, потому что и лень, и если работаю с евро, то и не нужны мне другие валютные пары. Здесь будет обязательное отступление, иначе нельзя. Очень многое изменилось на шахматной доске с тех пор, когда я в последний раз публиковал эти данные по отложенному спросу, а случилось это аж в начале августа. Попробую прокомментировать дислокацию по мере сил и возможностей. При всём многолетнем знакомстве с рынком форекс, маловато всё-таки у меня некоторых основообразующих знаний.
Европа по-прежнему продолжает пользоваться деньгами количественного смягчения, но что это даёт самой Европе? Вопрос, если можно так выразиться в подобном случае, риторический, потому что всем известно, куда идут деньги. Скинули банки совершенно ненужные (или не очень нужные) бумаги центробанку, получили под это дело деньги практически под нулевой процент, и тут же постарались эти деньги пристроить в более выгодные предприятия.
О первом предупреждении я уже писал в одном из предыдущих обзоров: Moody's предупредил Федеральный резерв о том, что не стоит поднимать ставки в том случае, если в августе в штатах будет создано менее 200 тысяч рабочих мест. И это не просто привязка к статистическим данным, это не рубеж, ниже которого опускаться нельзя, это, скорее, одна из точек, отметок в начавшейся тенденции преобразования количества в качество рынка труда. И мудисы дали тонкий намёк. Очень тонкий. Могу только предположить, что в Moody's не дураки сидят, и просто так никто из специалистов в пограничной ситуации словами бросаться не будет. Себе дороже. Однажды мудисы с фитчами уже показали себя с нехорошей стороны, оставив Фанни, Фредди и Леманам высший рейтинг. С тех пор, если и были проколы, но незаметные или незначительные.
Не так давно, а может и давненько написан был опус о рынке труда, в котором я не утверждал (сейчас поискал по записям, и оказалось, что было это аж в апреле), а рассуждал о том, что рынок труда в штатах уже насыщен и в ближайшее время не стоит ожидать взрывных данных по количеству рабочих мест. При насыщении любой рынок начинает сопротивление, даже не побоюсь этого слова - отторжение новых вливаний, поэтому мы и видим снижение новых рабочих мест. Если посмотреть на этот факт с другой точки зрения, то, скорее всего (лень анализировать подробную статистику, да это в данный момент и ни к чему), рынок труда начинает впитывать качественную компоненту, сбрасывая балласт, то есть тех, кто был востребован недавно, но не будет востребован в дальнейшем. И имею в иду всё тех же так называемых "барменов" и разнорабочих, которых в данный момент пруд пруди. И всё-таки, 300-400К в ближайшем будущем уже не предвидится, это уже почти научный факт.
Вчера, полагаю, реакция рынка на сказанное Драги была слишком сильной. Да, прогноз по инфляции никудышный, но и до этого он был не очень хорош, связано это, по словам главы регулятора с низкими ценами на нефть и нестабильностью валютных курсов. В 2015 году инфляция ожидается на уровне 0,1% (в июне прогнозировали 0,3%). Для 2016 года прогноз по росту потребительских цен снижен с 1,5% до 1,1%, в 2017 году — с 1,8% до 1,7%. Прогноз по ВВП уменьшен в текущем году с 1,5% до 1,4%, в 2016 году — с 1,9% до 1,7%, в 2017 году — с 2% до 1,8%. Цифры, конечно, слабые, но это всего лишь прогноз аналитиков центробанка, а не реальные цифры.
Надеюсь, никто не сомневался в том, что европейский центробанк со ставками играть не будет. И так депозитная ставка минусовая, а ставка рефинансирования практически на нуле, поэтому снижать дальше некуда, а повышать ставки во время количественного смягчения умников пока не нашлось. Поэтому самым интересным будет выступление главы центробанка Марио Драги. Вот об этом вкратце.
Даже не идеи, а так... Идей быть не может по одной простой причине: за последние дни ничего не изменилось ни на рынках, ни в сознании торговцев. Это видно по поведению. Довольно интересная обстановка на американских рынках, индекс Доу и S&P500 синхронно откатились после панического падения и продолжили снижаться. Текущее падение опять же похоже на панику, дневные движения подобных масштабов не наблюдались очень давно, а только в последние пару недель. Есть слабенькое предположение, что вновь во всём виноват Китай. Многие, и я в том числе, не могут понять до конца логики китайских властей.
|
|