Вот вам и ожидания... Завтра евро скорее всего будет снижаться, потому что причин для роста в заявлении FOMC не было. Даже наоборот. Каждый увидел то, что хотел увидеть. Лично я, как лицо непредвзятое (позиций нет и упираться в уникальность своего мнения не буду), увидел только то, что ФРС пока уверена в своих прогнозах и считает, что экономика восстанавливается.
В отчёте FOMC сказано следующее: "Комитет ожидает, что экономический рост будет соответствовать последним темпам, а уровень безработицы будет постепенно снижаться. Остаются риски для перспектив экономики и рынка труда". Народ же обратил внимание в первую очередь на следующее: "Комитет будет внимательно следить за поступающей экономической и финансовой информацией в ближайшие месяцы. Он также продолжит программу покупки казначейских и агентских ипотечных ценных бумаг, а также будет использовать другие инструменты политики по мере необходимости, пока перспективы на рынке труда существенно не улучшатся в контексте ценовой стабильности".
Евро третью сессию в узком диапазоне - ничуть не странно. Даже закономерно. Эмоции отброшены в сторону, остались одни ожидания. Кто прав в своих ожиданиях - тот и решение принял верное. Это тоже само собой. Ожидания у нас простые: что нам завтра скажет FOMC и не скажет ли она чего лишнего. Например про отличные прогнозы по экономике штатов к сентябрю. И про то, что ожидания ФРС пока сбываются и с ними согласуются ожидания тех, кто думает, что в сентябре начнётся свершение грандиозных майских (апрельских?) планов Феда по сворачиванию стимулирующих программ.
Со скуки перечитал выборочно свою писанину за последние три-четыре месяца. Не ахти какое занятное чтиво, но глазами пробежал. И понял, что я оптимист. Точнее пессимист. И до того, как Фед начал "готовить план" по выходу их стимулирующих программ, и после того, как Бернанке начал юлить и ходить вокруг да около, у меня мнение оставалось прежним: ФРС не готова к окончанию QE. И эту мысль я тащил с собой как писаную торбу от записи к записи. Здесь я оказался первостатейным пессимистом.
А оптимистом я оказался тогда, когда в конце июня предположил, что S&P500 может переписать максимумы, и что доллару в ближайшее время не предписан безудержный рост, которого от него ждали. Фонда росла, доллар расти не хотел. S&P500 совершил перехай и все счастливы.
Не буду сегодня искать причины и следствия. Причина снижения доллара одна: рынки не уверены в том, что ФРС в скором времени завершит стимулирующие программы. Я уже писал об июльском заседании FOMC, на котором, скорее всего, не будет объявлено об окончании выкупа бумаг на баланс ФРС. Сейчас, вероятно, участники рынка подумывают и о сентябрьском заседании Комитета по открытым рынкам, и рождаются сомнения в том, что и эта дата может оказаться не окончательной в цепи предположений о сроках начала сворачивания программ.
Наверно никто не сомневался в том, что любые хорошие данные по штатам будут отрабатываться в пользу доллара. Вспомним старые добрые времена, когда макростатистика и реакция рынка как правило работали синхронно, будто выстрел дуплетом. И сегодня, словно по заказу, индекс менеджеров по закупкам в производстве США в июне вырос с 51,9 до 53,2. Результат очень даже приличный. ФРС должно понравиться и в прогнозы Феда такое укладывается вполне.
Вторая новость об успехах американской экономики тоже не новость, но оптимизма добавляет. Кроме того, я уже не раз говорил, что часть представителей ФРС обращает на этот фактор самое пристальное внимание. В США выросли продажи новых домов. Этот факт одновременно говорит ещё и реальном восстановлении рынка труда. Если кто помнит 2008 - 2009 годы, то потери рабочих мест в то время в первую очередь появились именно в строительном секторе и на предприятиях, напрямую связанных с поставками стройматериалов и сырья для их производства.
Думаю никто не сомневается в том, что рынок насквозь спекулятивен. Я думаю, что идея ясна, купить дёшево и продать дорого - мечта любого торгаша, были бы средства на покупку и не оказалось бы так, что купил я всё-таки дороже, чем намеревался. В последнее время (да и раньше это было) меня, рационалиста до мозга костей, ищущего всегда причину и следствие, трейдера, выбирающего основное направление в фундаментальном анализе и не брезгающего техническими изысками, посещает нелепая на первый взгляд мысль: а есть ли инвесторы на валютном рынке? Да-да, присутствуют ли на рынке те люди, которые вкладываются в евро и месяцами-годами ждут её роста? Раньше таковые присутствовали, и не только среди физлиц, хранящих деньги не в сберкассе, но и среди компаний. А сейчас?
Нет сегодня желания размышлять о том, как поведут себя рынки после очередного раздора между правящей коалицией и оппозиционными партиями в Португалии. Одно ясно, любые политические дрязги в Европе ничего хорошего Европе и евро не приносили и не приносят. Также нет охоты рассматривать влияние на валютный и другие рынки событий в Японии, связанных с партиями и их борьбой за власть. Партийный синдикат Синдзо Абэ получил большинство голосов на выборах в верхнюю палату парламента Японии. Тут тоже, в принципе, в политической картине многое ясно. Абэ продолжит абеномическую абеномику, и никаких серьёзных изменений в политическом и экономическом тренде не ожидается.
В очередной раз мне прислали неподробную карту позиций клиентов по шести европейским банкам (SG, DB, UBS, ING и т.д. ). Нечасто мне присылают эту информацию, ещё реже я ею делюсь.
Мне тут правильно и своевременно напомнили о простой и очевидной вещи. Штатовская банковская система чувствует себя гораздо лучше европейской (недаром все последние отчёты монстров плюсовые) потому, что Фед выкупил токсикоз себе на баланс, тем самым почистив банковские активы, а ЕЦБ дал банкам в долг. Разница конечно большая. Теперь европейским банкам, кроме того, что надо думать о возврате долга центробанку, необходимо каким-то образом зарабатывать средства для списания кривых активов, которые когда-то вернутся на балансы. Потому-то агентства и взялись за снижения рейтингов тех же Societe Generale SA (GLE), Credit Agricole (ACA) SA и Groupe BPCE. Fitch порезал им рейтинги сразу после снижения рейтинга Франции, что, в общем-то, закономерно.
Всё возможно, - сказал Бернанке, - но всё может измениться. Я перефразировал, но в этом заключается практически весь смысл сказанного Беном. В общем, ФРС готова сокращать покупки облигаций уже в этом году, но этому прекрасному желанию может помешать экономика. Прогнозы хорошие, показатели за последнее время неплохие, но Фед не уверен в успехе полностью. Почему?
Многие купились на байку (которая поползла, похоже с Блумберга) о том, что FOMC в июле никак не сможет объявить о конкретных сроках сворачивания стимулирующих программ, и сложность такого решения будет заключаться в том, что в конце июля, когда состоится очередное заседание Комитета по открытым рынкам, Министерство труда ещё не опубликует свой отчёт по занятости. Мне очень интересно было узнать, что ФРС, оказывается, получает сведения о состоянии рынка труда США только из официальных отчётов. В реальности существует множество промежуточных отчётов, к которыми у ФРС есть полный доступ, и на основании которых можно заранее сделать выводы о ещё не вышедших официальных релизах. Поэтому у Феда к 30 июля будет полная карта по безработице, и решения в тот момент он сможет принять вполне адекватные ситуации.
Вот завтра я и закрою все позиции. А сегодня есть время поразмышлять практически без всякого толку, просто ради спортивного интереса о завтрашнем и послезавтрашнем выступлении Бернанке и о реакции рынка на его заявления. Хотя тут и размышлять нечего. Либо он скажет, что ФРС и дальше будет придерживаться "высокоадаптивной" политики, что означает подчинение экономической статистике, и это сразу воспринимается как размытие сроков начала сворачивания QE. Либо он назовёт конкретные сроки, опираясь на прогнозы ФРС, в чём я как-то сомневаюсь. В первом случае рынки вверх, во втором случае - вниз. (Кстати, завтра время выступления перенесли).
Можно предугадать и частности, если порассуждать подробнее, но это, наверно, и ни к чему. Важнее другое, интересна реакция рынков вообще. И лично мне важно то, что буду делать я до и после часа Б.
После всех рейтинговых агентств, теперь и Fitch Ratings сократило кредитный рейтинг Франции на одну ступень до «АА+» с «AAA». Причиной послужил всё тот же рост долга (ох уж эти долги..) и отсутствие роста в экономике. Не думаю, что в понедельник рынки будут отыгрывать это событие, потому что после предыдущих снижений другими агентствами мало кто отреагировал. Сейчас у рынков совсем другие заботы, а снижение рейтинга Франции отложим пока в долгий ящик, пусть у нас копится негатив в одном месте.
Гораздо важнее сейчас то, что произошло на прошлой неделе, а именно смена настроений в речах председателя ФРС Бена Бернанке. Бытует байка, что мнение Бена - это мнение всего ФРС, остальные члены Комитете по открытым рынкам вроде кукол на нитках, а главы Федеральных Банков полностью подчинены основной идее Бернанке. Так или не так? Судя по тому, как реагируют спекулянты на слова председателя, можно сделать выводы о том, что остальные не в счёт, но это не так. Я не раз замечал, как рынки судорожно дёргает на словах того же Плоссера или Булларда, или как отзывается на ценах сомнение в правильности проводимой политики одного из членов FOMC, запечатлённое в протоколах.
Мнение большинства трейдеров, обозревателей и экспертов о последнем выступлении Бернанке простое: Бен опасается серьёзных последствий сокращения QE и пытается сдержать рынки обещаниями "адаптивности". Всем давно понятно, что количественное смягчение ничего не принесло реальному сектору, и главе ФРС это понятно тем более. Сокращать программу надо, вот только как? Как плавно сдуть пузырь на фондовом рынке без паники и резких движений? Как утихомирить растущую доходность облигаций? Как не дать доллару резко вырасти? Вопросов много - ответов нет.
По поводу выступления Бернанке сказать можно много и можно не говорить ничего. Дело в том, что глава ФРС подтвердил свою приверженность адаптивной политике, но слово "адаптивный" вовсе не означает согласие Бернанке с продолжением стимулирующих программ, оно означает простую вещь: адаптироваться - значит действовать согласно ситуации, а политику любого центробанка всегда и везде была адаптивной, иначе зачем вообще центробанк. Так что слово "адаптивный" в релизах ФРС я считаю вообще излишним, это как "масло масляное" по-русски.
О "минутках" FOMC. Практически половина членов комитета по открытым рынкам согласна с тем, что к концу текущего года надо снижать покупки бумаг на баланс. Но как всегда практически все члены комитета обусловили своё мнение тем, что "хотят увидеть больше признаков улучшения в сфере занятости перед сокращением программы покупки облигаций". Нет исполнения желаний и условий - нет прекращения программ. Так что вилами на воде...
Не буду сегодня вдаваться в подробности и мусолить очередные речи Драги, в одной из которых он нарисовал общие планы по созданию банковского союза и описал проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, а во второй речи прошёлся по Греции и неполным данным, которые поставляли греки своим кредиторам. Не буду трогать даже снижение рейтинга Италии. Я просто посмотрю на график, заодно взгляну на полученные данные по спросу на евро в шести европейских банках и сделаю выводы.
Не надо было ходить к гадалке и заглядывать в раскладку открытых позиций и отложенного спроса в евро, чтобы убедиться в том, что в районе 1.2735-65 лежит сильный спрос, данные по банкам это подтверждают. Частично, как я полагаю, ордера уже отработали и даже на снижении рейтинга Италии мы получили приличный отскок. Как поведут себя спекулянты дальше - одному куклу известно. Могут снять ордера, а могут и оставить, у меня нет своевременного и быстрого доступа к такого рода информации, мне просто присылают её время от времени.
Если брать целиком прошедшую неделю, то всё прошло в рамках соответствия ожиданий и результата. Я предполагал мрачное настроение Драги на основании предыдущих выступлений и подобающие настроению комментарии. И комментарии и настроения присутствовали, хотя в очередной раз были обещаны улучшения во второй половине года. Рынки не поверили обещаниям улучшений, зато поверили в дальнейшее смягчение монетарной политики.
Обозреватели Блумберга считают, что Драги и Карни добиваются независимости от Бернанке, сохраняя низкие процентные ставки, и продолжая снижать ставки и дальше настолько долго, насколько потребует обстановка. В таком случае, нам и всем рынкам внушают простую и очевидную вещь: в европах (в том числе и в Англии) дела настолько плохи, а в штатах настолько явны улучшения, что ничего другого не остаётся, как ставить на рост доллара и баста. А ведь и правда, штаты собираются сокращать QE, а Англия и не думает снижать покупки собственных облигаций; Америка показывает прогресс на рынке труда, а в европах безработица росла и продолжает расти.
Показатели по рынку труда в США вышли хорошими, даже спорить тут не буду. Особенно порадовал пересмотр данных за май. Огорчила только безработица, которой прогнозировали снижение на 10 процентных пунктов, но она осталась прежней. Получается, что на рынке труда в США всё просто отлично. Ежемесячный прирост рабочих мест, постепенно снижающаяся безработица и вообще красота. В отличие от тех же показателей в еврозоне. И вот это странно. Две сильные развитые экономики мира - Европа и США так сильно разнятся в современных условиях? В одном регионе успехи и рост рабочих мест, а в другом регионе абсолютное отсутствие восстановления, особенно в области занятости. Тут следует напомнить о двойственности мандата ФРС, который заставляет Федеральный резерв следить не только за ценовой стабильностью, но и за рынком труда, у ЕЦБ задача только в ценовой стабильности. Не означает ли этот факт, что ФРС прекрасно справилась со своими задачами и стимулирование принесло пользу, а все потуги ЕЦБ ни к чему хорошему в экономике не привели? Неужели ФРС действовала чётко и своевременно, а ЕЦБ всегда запаздывал со своими мерами?
Весной Марио Драги был оптимистом и с радостью смотрел вперёд. С тех пор радостей поубавилось, и Марио Драги всё чаще выглядит печально. В марте и апреле Драги заявлял о его убеждённости в восстановлении экономики уже во втором полугодии текущего года. Сейчас его прогнозы не так красивы. Скорее всего, весна на Марио действовала возбуждающе и так же возбуждающе влияли на него успехи политической игры, начатой в прошлом году со слов "евро необратим".
Есть успехи на долговых рынках, председатель ЕЦБ с этим справился, есть успехи в создании банковского союза, со скрежетом, но дело продвигается. За год потушено несколько зарождающихся пожаров в периферии. Но общая экономическая обстановка не радует глаз. Приходится признать, что все монетарные стимулы, задействованные центробанками, привели к нулевому эффекту. Драги, естественно, как политик и чиновник, ничего такого признавать не хочет и не может, поэтому и сегодня выступление его было несколько абстрактным.
Композитный индекс менеджеров по закупкам (для производства и сферы услуг) в еврозоне давно держится ниже пятидесяти, и это совсем не странно на фоне общей экономической ситуации. Странно другое. В среднем по еврозоне индекс снизился с 48.9 до 48.7, а в Германии снижение было гораздо более существенным - индекс упал с 51.3 до 50.4, то есть приблизился к ключевой рецессионной отметке. Не хватало ещё, чтобы немцы свалились в отрицательную область, и тогда можно с полной уверенностью говорить о плачевном состоянии экономики. Вообще, индекс PMI не считается основным показателем плохого производства, естественно, нужно смотреть суммарные данные, но подобное снижение не радует.
Ни вчера, ни сегодня на рынках не было новостей, способных среднесрочно и краткосрочно повлиять на цены. Рост доллара против йены никак не связан с Азией, по крайней мере я среди событий АТР ничего не нашёл, ко времени падения йены практически все азиатские биржи были закрыты. Событием можно назвать голосование в ФРС по поводу принятия правил Базель III, но опять же особого влияния на рынки замечено не было.
После снижения рейтинга Кипра двумя агентствами и заявлением ЕЦБ об отказе от принятия кипрских бумаг в качестве обеспечения, зараза перекинулась на Грецию, которой нужно снова убеждать всех в лояльности установкам Тройки кредиторов и предоставить определённые доказательства выполнения поставленных задач. Сроки даны минимальные, до конца недели. Варим воду.
|
|