В настоящий момент в связке евро-доллар всё вертится вокруг предстоящего заседания ЕЦБ, поэтому давление на евро сохраняется по причине ожиданий применения центробанком смягчающих мер. И поэтому столько внимания не только инфляционным данным из Европы, но и выступлениям членов Совета регулятора. Вчера ЕЦБ выпустил очередной полугодовой отчёт, в котором много воды, но основная мысль такова: "медленно консолидирующееся восстановление" в конце концов сможет поднять инфляцию до целей центробанка. Медленно. Быстро не получится. Конкретики мало, поэтому сразу возникает резонный вопрос, будет ли ЕЦБ подстёгивать это "медленно консолидирующееся восстановление" новыми мерами?
Если рассматривать последние движения евро с точки зрения ожиданий действий ЕЦБ, то в принципе всё идёт своим чередом. Я, например, всю зиму и весну ждал реакции европейского центробанка на снижающуюся инфляцию, рынки тоже этого ждали, но не рассчитывали на мгновенные действия. Многие полагали, что беспечность центробанка может привести к дефляции, но Драги терпел до последнего. Временные подъёмы инфляционных показателей выше 0.8 - 0.9% давали надежду на то, что регулятор делает всё правильно, что снижение потребительских цен - временное, может быть даже сезонное явление, но после коротких всплесков инфляция продолжала снижаться, пусть не сваливалась в дефляцию, но падение было налицо.
Вчера в моей деревне половину дня шёл ливень и напрочь отключили свет и все коммуникации, так что пишу только сегодня и буду краток как никогда. Честно сказать, обескуражили выборы в Европарламент. В Великобритании победила партия независимости UKIP (29 процентов), ратующая за выход Англии из состава Евросоюза. Это ещё ни о чём не говорит, потому что другие партии тоже набрали близкое к UKIP количество голосов, так что формирование делегации будет трудным. Сам факт - победа в голосовании - весьма значителен. Похожие результаты во Франции и Дании. Европейцы понемногу начинают склоняться к разделённой на страны Европе, это и понятно, некоторым надоело нянчиться и отвечать за других, так что политикам придётся сильно постараться, чтобы устаканить ситуацию.
У рынков появилась новая жвачка, называется "нормализация денежно-кредитной политики". Действительно, в последних протоколах FOMC прозвучало слово "нормализация", и ему было уделено достойное внимание. "Обсуждение Комитетом этой темы было проведено в рамках разумного планирования и не означает, что нормализация неизбежно должна начаться в ближайшее время. Комитет очертил несколько подходов к повышению краткосрочных процентных ставок, когда это станет необходимым. Разговор был и о контроле уровня краткосрочных процентных ставок, как только они поднимутся выше эффективной нижней границы в течение периода, когда Федеральный резерв будет иметь ещё очень большой баланс. Подходы различались с точки зрения сочетания инструментов политики, которые могут быть использованы для достижения этих целей".
Итак, что же там нам написали в протоколах комитета по открытым рынкам... Если смотреть по порядку, то можно и не смотреть, самым главным в минутках являются моменты обсуждений, а не общие выводы и общие фразы. Так вот, выдёргивая из контекста, но сохраняя общий смысл, весь текст сводится к тому, что условия для быстрого и планомерного сокращения стимулирования зреют очень медленно. Оценки участников заседания достаточно мягкие и уклончивые. Проще всего мне описать всё событие цитатами непосредственно из заявления FOMC.
В целом мои предположения о приостановке падения евро сбылись. Коррекции пока не последовало, но это лишь потому, что рынки ждут новых сведений о ценах из Европы, всех сейчас волнуют только цены и инфляция, так как это определяющий политику ЕЦБ критерий. Эмоциональное падение первых дней после пресс-конференции Марио Драги по окончании заседания Совета ЕЦБ сменилось этапом протрезвления, осмысления и ожидания. Народ понял, что его в очередной раз провели на мякине, то есть подсунули пустышку в виде совсем ни к чему не обязывающих обещаний, всё строилось на том, о чём раструбили информагентства: Драги обещал начать действовать в июне. Ничего он не обещал, детали его ответов на конкретные вопросы я рассмотрел на днях. Нет там конкретики.
Хороший момент разобраться кто и куда смотрит после таких рыночных движений. У меня сейчас нет общей картины по европейским банкам, зато я могу выложить достаточно подробную картинку по клиентам DB, среди которых нет ритейла, только банки, фонды и брокеры. DB чаще всего выдаёт достаточно параллельный всему рынку рисунок, потому что объёмы форекс, проходящие через этот банк, самые большие в Европе. Естественно, картинка не статичная, она постоянно плывёт в зависимости от настроений и ожиданий, и там, где вчера был заслон, может оказаться пустошь. Однако, я замечал интереснейшую вещь, о которой утверждаю уже не первый год: рынок учитывает исторические цены, и ориентиры участниками практически всегда берутся из истории. Отсюда и весьма распространённое понятие уровень имеет под собой весьма твёрдое обоснование. Уровень - место, где лежит спрос.
Наверно многие вчера ждали выступления Йеллен, но, по всей видимости, зря ждали. Ничего нового и ничего страшного она не сказала. Госпожа председатель ФРС прошлась по занятости, как по главному (вычеркнутому из целей Феда) показателю экономики - безработице и по самой экономике в общем. Легко войти в рецессию и трудно из неё выйти - таков главный посыл речи. Вход - рубль, выход - два. Но ни про влияние экономических факторов на дальнейшую политику ФРС, ни про цели, веяния и чаяния ни слова, да и понятно, выступление было рядовым, не официальным.
После речей Драги очень интересно проследить за риторикой членов совета ЕЦБ, потому что не все всегда согласны с основными тезисами резолюций, а зачастую находятся господа, имеющие совершенно противоположное мнение. Честно говоря, я не ждал конфронтации от Вайдмана. В последнее время он удивительно лоялен к мнению Драги, вполне вероятно они достигли какой-то точки компромисса, Вайдман понимает, что пусть Германия и локомотив, но точку зрения остальных стран просто необходимо принимать во внимание.
Настроения в деловой среде Германии, судя по вчерашнему отчёту ZEW, просто катастрофические. Ожидания экономистов были не так плохи (41.3), как оказалось на самом деле (33.1). По еврозоне индекс настроений тоже снизился, причём снижение очень сильное. Самое интересное, что текущие условия описываются институтом как вполне приличные (59.5 >> 62.1), но рынки живут ожиданиями, и поэтому реакция на настроения была соответствующей. Не зря я в выходные акцентировал внимание на вторник и на ZEW, уже тогда можно было ждать снижения индекса. Прогнозы экономистов часто отличаются от реальных значений, однако направление изменения показателя редко уходит в другую сторону, и не мудрено, и в ZEW сидят экономисты, и Блумберг опрашивает экономистов, а их оценки не должны сильно разниться.
Специально ещё раз прошёлся по комментариям Драги, чтобы лучше понять его позицию. Дело в том, что в околорыночной прессе муссируется вероятность смены курса центробанка в виде смягчения его политики на следующем заседании в июне. Несложно прочитать оригинал вступительного слова Драги на пресс-конференции сразу после заседания совета ЕЦБ и ответы на вопросы, которые были заданы из зала. Так вот, чтобы не быть голословным, я на всякий случай ещё раз просмотрел результаты пресс-конференции и выяснил, что конкретно про июнь было и в речи самого Драги и в вопросах с ответами. Но не совсем в том ракурсе, в котором нам это подают.
Не перестаю удивляться этому человеку. То ли у него есть дар как у Кашпировского, то ли ему помогает массированная информационная поддержка. Ну ведь ничего нового не сказал, ничего нового не предпринял. Разве что более активной стала риторика. На пресс-конференции после заседания Совета ЕЦБ Драги особое внимание отвёл курсу евро и его связи с инфляцией. Даже упомянул предостережения и пожелания европейских политиков по поводу высокого обменного курса, чего, по-моему, не делал никогда. Но и это не главное, главное - повторяемость в словах связки "обменный курс - инфляция". Кроме того, он наконец конкретизировал сроки фразой: "Мы готовы действовать в июне". В принципе Драги переходит в словах от предупреждений о возможных изменениях политики центробанка к готовности совершить эти изменения. Хотя, может быть я и неправильно интерпретирую сказанное главой ЕЦБ.
За ожиданием действий ЕЦБ валютные рынки, и я вместе с ними, стали забывать о ФРС. Отчет по рынку труда в штатах, естественно, сильно сдвинул мышление той части участников рынка, которая не верила в планомерность выхода их покупки облигаций и MBS. Пусть по первоначальной реакции рынка об этом не скажешь, но поправка в мозгах произошла, и большинство сейчас становится всё более уверено в том, что QE будет завершено в срок, то есть до конца года. Об этом говорит Фишер, причём он делает акцент как раз на улучшения в сфере занятости, значит Фед как наблюдал (а куда ему деваться!), так и наблюдает за безработицей как за самым важнейшим показателем экономической активности. Именно об этом я написал сразу после выхода нонфармов.
Мне точно известно, что на 1.4 в евро сидят большие офера. И не просто на уровне, а и под ним тоже. Скопления спроса на доллар в паре с евро есть и чуть выше 1.4. И это не ритейл, я вижу (по DB) достаточно крупные заявки, выкупить которые на вялом фоне просто так не получится. Значит, для прорыва выше нужны сильные стимулы. Не знаю, что нужно задействовать на валютном рынке для прорыва вверх, но и такие преграды ломались. Главное - как подать. Разве что Драги в четверг ничего не станет менять и скажет, что QE отменяется за ненадобностью. Причем это ему запросто, хотя инфляция до сих пор разочаровывает.
Нонфармы в пятницу вышли выше всяческих похвал. Безработица тоже дала жару. Но полфигуры на таких данных - это нонсенс. Если кто-то специально ждал выход отчёта по промышленным заказам, а затем на этом отыграл падение, то несуразица налицо. Дело в том, что сейчас на главную полосу выдвинулись центробанки с их денежной политикой, и это главенствующий фактор, а значит и показатели, которыми руководствуются центробанки имеют значение, всё остальное в принципе пропускается мимо ушей. Здесь есть одно "но", Фед вроде как отвязал свои последующие поступки от безработицы и прочего внешнего шума, Он, судя по последним заявлениям, теперь ориентируется на общее состояние экономики. Но что такое 288К новых рабочих мест при прогнозе 216К, и что такое снижение безработицы с 6.7% сразу до 6.3% как не главнейший экономический показатель? Да не бывает показателей восстановления экономики лучше, чем снижение безработицы.
Вышедшие в среду показатели по занятости в частном секторе США от ADP (209K - 203K - 220K) дают надежду на то, что прогноз экономистов по официальному релизу Министерства Труда сбудется. Ожидаются неплохой прирост рабочих мест (пред. 192К, прогноз 216К). Судя по всему, данные могут оказаться в пределах предыдущего значения и прогноза, что будет являться очень и очень хорошим результатом. В этом случае доллару опять же плюс, так как это станет накапливаемым позитивом к следующему заседанию FOMC. Ждут даже снижения безработицы до 6.6.
Небольшое количество людей, оказывается, было удивлено вчерашним решением FOMC по сокращению количественного смягчения. Не знаю почему. Признаков ослабления не было. План у ФРС есть. С экономикой все по-прежнему: ни шатко, ни валко - растёт себе "умеренными темпами", по собственному выражению Феда. Вот как заметим признаки явных ухудшений, о которых неоднократно заявляли представители Федрезерва, тогда и будем задумываться о приостановке сокращений покупок активов на баланс, а пока и не стоит об этом думать.
|
|