Часто задумываюсь над вопросом, сколько думающих людей на рынке и как они пользуются своим умом? Ведь казалось бы всё достаточно очевидно: в протоколах Комитета по открытым рынкам ни слова нет о сроках повышения процентных ставок. Ни слова. Однако, нашлись умельцы, быстро определившие тренд: если ни слова, значит нельзя исключить тот факт, что ставку поднимут уже в июне(статья так и называется: "Федеральная резервная система оставляет открытой возможность повышения процентных ставок в июне"). Это пишет некто Джеффри Барташ из MarketWatch.
Сразу вспомним январские слова Йеллен о том, что в течение двух заседаний (или двух месяцев?) Федеральный резерв ничего не будет предпринимать в плане смены своей политики. В тот момент большинство восприняло эти слова как сигнал к тому, что в апреле ФРС обязательно должна что-то предпринять. Тогда мне это показалось смешным и кажется таковым и сейчас. Нельзя перевирать слова и трактовать их на собственный лад. Можно только предполагать. Однако в январе практически все информационные агентства повторяли как мантру: в апреле FOMC начнёт поднимать ставки. Прошло не больше месяца, и те же источники смягчили свои заявления, так как категоричность в отношении рынков никогда не приводила ни к чему хорошему. Человек предполагает, а рынок располагает.
Всё-таки очень бедно наше информационное пространство. Попытался найти результаты заседания министров финансов еврозоны в Риге в прошедшую пятницу - практически ничего. Пришлось идти на сайт Совета Европейского союза и копаться там. Собственно говоря, нет там ни подробностей заседания, ни стенограммы ответов на вопросы на пресс-конференции, если таковые имелись, а есть там всего лишь выступление главы Еврогруппы Дейссельблума, в котором он даёт самые общие сведения по обсуждаемым проблемам.
С точки зрения большинства экономистов и исследователей повышение ставок федерального резерва приведёт к росту доллара. Это понятно. Принципиально эта позиция поддерживается экономической теорией и базовым понятием в конкретном случае выступает так называемый керри-трейд. Само понятие достаточно широкое, хотя почему-то его намеренно сужают до рамок простейшей валютной стратегии: занимаем средства под низкий процент в стране с низкими процентными ставками и размещаем в банке в другой стране с более высокими процентными ставками.
Риски снижения евро остаются, и заложены они, как ни странно, не в политике Европейского центробанка, не в накачке рынка ликвидностью, а в политической обстановке. Глядя на последние движения евро, уже практически с уверенностью можно сказать, что вся нынешняя политика ЕЦБ учтена рынками в ценах, иначе при каждом новом вливании мы бы видели и снижение евро, однако ничего подобного не наблюдается. Испугались - выдохнули. Почему именно политическая обстановка? Да потому, что возня вокруг Греции связана в первую очередь не с деньгами, которые греки должны кредиторам (хотя и этот момент присутствует), а в желании большинства подчинить непокорное меньшинство. Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой! Это бунт, господа, а бунт надо подавлять в зародыше - подобная позиция сильных по отношению к слабым была, есть и будет.
Между прочим, очередные страшилки типа выхода Греции из еврозоны вновь набирают обороты. На основании анализа прошлых лет можно с полной уверенностью заявить, что подобные разговоры - всего лишь разговоры. Всё это мы уже проходили, причём прятались под одеяло не один раз: Греция на моей памяти выходила из состава евро по крайней мере раза три. И каждый раз после очередного приступа оказывалось, что больной просто притворяется, умело симулирует, а на самом деле готов к диалогу. И всё решалось. Не лекарствами, так из-под палки. Не кнутом, так пряником. Всё дело в том, что в Грецию сильно завязаны германские деньги, и немцам очень не хотелось бы их терять. Да что там немецкие, много денег там повязано.
Могу предположить, что общественные речи любых чиновников могут отличаться от их собственных мыслей и высказываний на внутренних заседаниях Советов и Комитетов. Однако, зачастую цельная картина, складывающаяся из публичных выступлений и закрытых опросов, совпадает практически до сотых знаков после запятой. В данном конкретном случае я вновь возвращаюсь к позиции членов комитета по открытым рынкам ФРС в отношении к срокам поднятия ставок, так как это, наверно, самый животрепещущий вопрос для всех без исключения рынков. От ставки федерального резерва зависит всё или очень многое на мировых торговых площадках.
Вчера на пресс-конференции глава Европейского центробанка не сказал практически ни одного плохого слова. Практически всем показателям экономики и денежно-кредитной политики он дал вполне лестную и в то же время адекватную оценку. ВВП в еврозоне вырос на 0.3%, расходы домохозяйств увеличиваются, европейский экспорт улучшается в связи с "улучшениями в ценовой конкурентоспособности", инфляция развивается нормальными темпами. Но самым главным Драги считает то, что политика центробанка выбрана правильно и похвастаться не грех:
С евро ситуация мутная. До сих пор непонятно, то ли это разворот тренда (самая странная загадка века), то ли консолидация с продолжением предыдущей тенденции... Между прочим, даже банковские аналитики, до недавних пор абсолютно уверенные в паритете евро с долларом, понемногу смягчают тон, мямлят бессвязно, но в целом их прогнозы остаются без изменений - евро надо продавать. Да и йену тоже. Не могу вот так сразу с этим согласиться.
Вновь произошёл небольшой разлад в движениях евро и йены против доллара. В пятницу это проявилось в полной мере. Я давно обращал внимание на простой и достаточно информативный индикатор: йена может расти против доллара в двух случаях, во-первых, при наличии общей слабости доллара, когда главным показателем этой слабости является рост евро (в этой паре самые большие объёмы торговли с долларом), и во-вторых тогда, когда инвесторы массово начинают уходить от риска, и именно в йену - даже быстрее, чем в доллар. Это может произойти только в том случае, если Банк Японии сменит агрессивную позицию накачивания рынка йеной на более умеренную.
Сразу надо отметить, что средневзвешенное мнение членов FOMC по поводу сроков начала поднятия ставок сместилось ближе к концу текущего года - это и есть главная составляющая заявления. Если не учитывать конечно длительные разговоры о проценте по избыточным резервам и RRP (Reverse REPO - покупка ценных бумаг с обратным выкупом по фиксированной цене - часто используется ФРС как одна из операций на открытом рынке, собственно говоря, это инструмент регулирования ликвидности), что тоже не менее важно, но сейчас разговор не об этом, сейчас разговор ребром о сроках изменения ставок.
Стопроцентного доверия к техническому анализу у меня нет, и быть не может. Даже к уровням, которые формируются непосредственным спросом и предложением в ключевых точках, я отношусь лишь как к ориентирам, не более того.. Сто раз писал: сиюминутные настроения на рынках меняются мгновенно, глобальные настроения изменить очень трудно. Это как религия - засело в головах, и даже доказательств не надо. Поэтому внутри дня мы видим волатильность, а тренды... Тренды длятся годами. Выловить смену тренда практически невозможно, однако стремиться к этому надо.
Между прочим, реальность как таковая содержит в себе и слухи и домыслы. Причём домыслы на эту самую реальность влияют вполне реально. На рынках не существует движений из разряда "просто так", всё, что движется, имеет какую-то цель, а цель появляется из мыслей, так как движением управляют люди. Домыслы и слухи на мысли ой как влияют. Сиюминутно, конечно, после всё встаёт на свои места. Согласно фактам.
Собственно говоря, вот две правды из различных источников (в которых есть доля слухов и домыслов), которые в некоторой степени противоречат друг другу.
Очень заинтересовала меня последняя статистика по количеству новых рабочих мест в штатах. Вновь копаться в статистических данных, пытаясь найти зерно? Вроде не хочется, однако надо. Для поиска причин падения количества рабочих - надо. Начал с того, что залез в Bureau of Labor Statistics Министерства Труда США - основной источник данных по занятости населения. Не буду врать, отношусь к этим данным, как и ко всем официальным данным из правительственных источников с большим скепсисом. Однако, более полных данных я не вижу, и поэтому прошёлся по таблицам прироста и убыли рабочих мест с самого 2008 года - с того момента, когда количество новых рабочих мест стало резко сокращаться: в месяц почти по миллиону бывших рабочих пополняли армию безработных.
Замечательная новость для евро:в рамках ELA (Emergency Liquidity Assistance - программа экстренной помощи банкам) ЕЦБ расширил лимиты помощи для греческих банков. ЕЦБ не комментирует данное решение, но и так всё ясно. Пока продолжаются нескончаемые переговоры Ципраса с кредиторами, банкам требуется помощь, им просто больше никто не сможет помочь. Решение не совсем неожиданное, что-то в этом роде должно было произойти. Дефолт даже одного крупного банка может спровоцировать новый всплеск паники на рынках, а Европейский Центральный Банк при всём его нежелании идти на уступки новому греческому правительству хочет этого избежать. Или отсрочить...
Нет ничего удивительного в том, что японские чиновники рьяно защищают так называемую "абэномику". Это их детище и родители на страже. Некто Козо Ямамото, депутат от правящей партии и один из первооткрывателей абэномики говорит о том, что мягкую политику надо продолжать до тех пор, пока инфляция не придёт в норму. Самое интересное заключается в том, что Ямамото признаёт слабость текущего состояния экономики, тем самым косвенно подтверждая простой по сути факт: все предыдущие действия Банка Японии на практике оказались пустым звуком. Другой бы на его месте сказал, что это тупиковый путь, и нужно искать новые решения, но подобное поведение государственного чиновника было бы прямой дорогой к харакири. Защищать свою позицию до конца - вот стезя истинного самурая.
|
|