19.04.16. Готов ли Федеральный резерв к практическим действиям?
К примеру, читая публикации довольно двусмысленных выступлений членов того же Комитета по открытым рынкам ФРС США, можно трактовать слова и в одну и в другую сторону. Редко так случается, что чиновники Федерального резерва выплёскивают в окружающую среду чистые мысли без примесей установок, запихнутых в них посредством директив, формуляров и документов под грифом "секретно". Есть вещи, о которых нельзя трещать на всех углах, даже собственные здравые измышления нельзя выносить на публику лишь потому, что просто нельзя, это может быть неправильно понято, это может всколыхнуть рынки, это может иметь нежелательные последствия. Такова доля не только государственных, но и монетарных властей.
До недавнего времени у меня после прочтения или прослушивания членов FOMC или директоров Федеральных Банков складывалось впечатление о том, что они врут о своём желании поднять ставки, об этом я трубил на все углах, и, в общем-то, оказывался прав. Говорить говорили, но сама обстановка не позволяла им верить. Напирая на улучшения в экономике, профессура из ФРС кривила душой, достаточно было взглянуть на отчёты самого Феда по округам, и становилось ясно, что весь их напор уходит в гудок. В течение прошлого года Федеральному резерву было необходимо поддерживать в рынках напряжённость, связанную с вероятным поднятием ставок, тем самым проверяя на жизненном примере будущую реакцию на реальные действия ФРС. В конце концов ставки подняли и получили довольно слабый отклик, чего, собственно, и добивались. Не нужны им потрясения.
Сейчас обстановка совершенно не поменялась в плане поведения представителей ФРС. Те же речи того же плана. "Если экономическая ситуация позволит, то..." Эта формулировка не всегда помогает. Видящие - видят, слышащие - слышат. Если в прошедшем году экономические условия действительно не позволяли повысить ставки, а в декабре их повысили лишь по причине "нужно действовать вопреки обстоятельствам" ил просто "нужно действовать потому что бездействовать гораздо хуже", то сейчас всё выглядит несколько иначе. Ставки уже подняли и теперь первый шаг сделан, задел положен, ухудшений (связанных с ужесточением политики Феда) за первый квартал текущего года практически нет, рост ставок не ударил сильнее, чем ожидалось. Пусть даже снизились прогнозы членов FOMC по многим показателям, это не исключает вероятности и одноразового и двухразового поднятия ставок ФРС в этом году. Я смотрю именно с этой точки зрения - не исключает.
А теперь о последних выступлениях чиновников из Федерального резерва, которые хоть немного, но развеют туман. Начну с последних.
Розенгрен, глава ФРБ Бостона, заметил, что фьючерсные рынки, ожидающие только одного поднятия ставок в этом году, сильно ошибаются. Экономика в норме, инфляция движется по правильному пути, и нельзя исключать повышения ставки в июне. Думаю, Розенгрен был одним из тех, кто сильно сомневался, голосуя против поднятия ставок в марте (о предполагаемом раскладе голосов в FOMC на мартовском заседании я не так давно писал). Предположим, что Эрик в июне будет голосовать за поднятие ставок по федеральным фондам. В апреле - не знаю, скорее всего запишется в лагерь сомневающихся, но уже одно только это придаст уверенности в том, что в июне можно ждать других результатов голосования. Мы прекрасно знаем, что не только сами решения Феда влияют на рынки, но и ожидания следующих решений.
Между прочим, Розенгрен вполне объективен, вот инфляция в штатах, и снижение последних месяцев не даёт никому права утверждать, что показатель ухудшается, смотрим в динамике, а не частности:
Уильям Дадли, второй (если не первый) человек в Федеральной резервной системе, глава ФРБ Нью-Йорка, опасается последствий кризиса и не спешит с заявлениями о своей приверженности срочному поднятию ставок. Однако Дадли - очень осторожный в высказываниях человек, он часто говорит о своём сформировавшемся мнении непосредственно перед событием, и ему, в принципе, можно верить. К примеру, перед декабрьским (2015 года) заседанием FOMC он заявил, что документы о поднятии ставок "лежат на столе", то есть практически готовы к подписанию. Если перед апрельским советом он не говорит ничего конкретного, это означает, что Дадли не готов к радикальным решениям. Однако, как обычно, он отмечает, что корректировки будут последовательными и осторожными.
Президент ФРБ Миннеаполиса Кашкари нечасто высказывает своё мнение по политике ФРС по причине своего недолгого присутствия в этом заведении. В большинстве случаев он придерживается мнения большинства и в частности мнения Йеллен. К тому же он не голосует в FOMC. Короче, в данный момент от него мало что зависит, но в закулисных беседах он имеет наверняка собственный взляд на вещи. А может быть, и не имеет.
Локхард из ФРБ Атланты против изменения политики в этом месяце, и даже ясно дал понять, что голосовать он будет тоже против. Хотя в прошлом месяце он говорил о том, что в апреле вполне возможно ставки будут подняты. Не знаю, что заставило его переменить свою позицию, однако это факт. Он говорит о низкой инфляции, но график выше показывает довольно неплохие перспективы. Могу предположить, что Локхард был в числе тех, кто не предыдущем заседании говорил, что "увеличение целевого диапазона на следующем заседании Комитета может быть вполне оправдано, если поступающие экономические данные останутся в соответствии с их ожиданиями умеренного роста объемов производства, дальнейшего укрепления рынка труда и роста инфляции в 2 процента в среднесрочной перспективе". По его двоякому поведению можно предположить, что при малейшем сдвиге инфляции в плюс он будет голосовать за поднятие ставок. Может быть в июне.
Президент Федерального резервного банка Далласа Роберт Каплан уверен, что в апреле не будет условий для поднятия ставок, но в течение последующих месяцев условия могут и созреть, могут и в июне созреть.
Не стану больше никого терзать прочими высказываниями представителей Федерального резерва, скажу только, что многие и в FOMC и в общем в ФРС смотрят на ужесточение политики как на непреложный факт, которому свершиться - раз плюнуть, нужны соответствующие условия. И они вроде готовы к поднятию ставок, к плавному и планомерному, но вот когда - извечный вопрос. По последним моим сопоставлениям высказываний чиновников и по общему состоянию вещей, могу предположить только то, что фьючерсы на ставки действительно ошибаются. Скорее всего, ставку поднимут два раза, и, как мне кажется, это будут сентябрь и декабрь. Но для движения рынков, как я уже не раз упоминал, ожидания событий могут оказаться гораздо важнее самих событий. Так, например, если в апреле или в июне ставки не повысят, но выразят сильную уверенность в том, что изменят политику в сентябре, то рынки могут отреагировать и раньше. Одно смущает, а именно то, что заложено в цене. Как утверждают подконтрольные аналитики, и повышение ставок ФРС до 1.25%, и существующая политика ЕЦБ уже давно заложена в цене евро против доллара. Могут оказаться правы.
По торговле. Оставшиеся с пятницы обрезки продаж евро держу. Добавил к продажам небольшой объём от 1.1334.
Примечания.
— Обзоры не являются рекомендациями к торговым операциям.
— Прежде чем делать выводы по конкретной статье, загляните в предыдущие, может быть там есть объяснение моих действий сегодня
— Комментарии к обзорам могут оставлять только зарегистрированные пользователи