Введение в рейтинговую экономику
Стоимость - есть количество, иначе сумма денег, на которую можно обменять некий абстрактный товар. Товар вообще. Нет товара, нет и понятия стоимости. Так же как и возможности обмена. Вот мы и пришли к первому выводу. Для определения меры стоимости уже необходимо существование товара и возможности товарообмена с помощью денег. Итак, меру стоимости можно отбросить как неопределяющее, вторичное качество денег. Нельзя определять деньги, используя понятие стоимости.
Способность денег быть средством накопления, определяется возможностью сохранять и приумножать деньги , на которые можно обменивать некий абстрактный товар,теоретически, как угодно долго. Чем больше товара можно обменять, тем больше богатство и наоборот. Мы опять видим, что без возможности обменять деньги на товар, деньги как средство накопления теряют смысл, превращаются в фантики, бессмысленные символы. И через средства накопления, деньги не определяются.
Вывод : основным сущностным свойством денег остается единственное: быть СРЕДСТВОМ ОБМЕНА(иначе, платежа)! А уже из него и следуют прочие возможности использования денег.
Рассмотрим теперь самое ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ - ТОВАР. Продукт произведенный для обмена. Нет товара, нет и самой возможности для товарообмена, не нужны, соответственно и средства обмена. Товар первичен! И очевидно, что в простейшем случае обмен товаров может производиться прямо, без участия денег.
А вот обмен деньгами без участия товара, изначально невозможен. Впоследствии да, но лишь когда мы создали виртуальную экономику с торговлей долгами и производными от них финансовыми инструментами. То, как деньги появляются и обмениваются на долговые расписки сегодня, есть лишь результат длительной эволюции финансовых средств.
Рассмотрим непосредственный обмен товаров (услуг, в частном случае), как простейший случай. У участников есть товар, которым они могут обменяться, придя к согласию о качестве и количестве товара. И никакие выделенные средства для непосредственного обмена "здесь и сейчас" не требуются. А вот если товары для обмена нельзя или затруднительно совместить в одном месте в одно время, возникает необходимость участия средств обмена! Которые заменяют в нужном месте и в нужное время, реально отсутствующий товар.
Чем можно заменить товар? Например, другим товаром. Который здесь и сейчас присутствует. И вообще легко передвигается и хорошо сохраняется. Понятно, что станет таким товаром повсеместно: золото, серебро и прочие общепринятые ценности. В общем это нечто иное, что можно позже обменять на требуемое.
И самое доступное, удобное и надежное для сохранности и перемещения, это долговые расписки! Которые требуют лишь наличия ДОВЕРИЯ между участниками сделок.
Нам однако, важно понять суть данных средств обмена. Они используются вместо товара, которого пока НЕТ! Но который будет предоставлен. В сущности, мы меняем наш товар на ОБЕЩАНИЕ, предоставить требуемый товар впоследствии. То есть требуемого товара для одного из участников товарообмена здесь и сейчас, нет. И он отдает свой товар, либо в обмен на товар имеющий общепринятую ценность-золото и пр. либо в долг, меняя на долговую расписку о том, что товар будет предоставлен.
Ещё раз обратим внимание на то, что и золото и долговые расписки используются для возможности получить за них требуемое, но не здесь и сейчас, а впоследствии. Используются лишь для обмена, а не непосредственного употребления. И именно в данном качестве средств обмена, они и могут быть определены как выполняющие функцию денег, то есть в сущности, это и есть деньги. В развитии данных средств их материальные формы - золото и прочие ценности совершенно естественно потеряли возможность выполнять своё предназначение на равных с менее материальными, а в пределе идеальными, информационными формами. Долговые расписки и их производные-деньги победили в соревновании средств обмена как идеального и материального. Всё вышесказанное должно послужить основной цели рассуждений.
Современное состояние финансовой системы
По сравнению со способами организации производства, получения общественного продукта рабовладельческого и феодального общества товарно-денежные отношения, ставшие основным способом организации производства и, значит, организацией самого общества ныне, отличает преобладание именно двойственных целей производства, где сосуществует интерес как личный, так и общественный.
Производство, добыча чего либо, любой труд раба выполняется по прямым указаниям, и результат в общем случае ему не принадлежит, не прямо и не опосредованно. Поскольку раб сам себе не принадлежит, то и все им созданное отчуждено от раба. Он не может иметь собственных целей.
Крепостной крестьянин уже имеет нечто свое как средство, например, землю и как цель - её плоды, часть которых он отдаст феодалу, но часть оставит себе и поступит со своей частью по своему усмотрению. Мы видим, что цели феодала и крестьянина впервые частично общие! Двойственные цели. Плоды труда крестьянина нужны и ему и феодалу. Как бы это издевательски не выглядело, но по сравнению с рабом крепостной уже имеет свои цели и может, в более широких рамках, выбирать способы их достижения.
И наконец, в рамках товарно-денежных отношений в буржуазном обществе, мы видим, что сделан ещё шаг в том же направлении, а именно, теперь всё, что индивид-член буржуазного общества может сделать, может быть представлено в виде товара и при этом оценено в денежном выражении. И таким образом, имея целью заработать деньги, он может делать все, что угодно, лишь бы это "всё" можно было продать с прибылью. Его цель: деньги, а средство: всё, что увеличивает их количество!
В пределе данная система разрушается именно потому, что цели производителей товаров и цели "производителей" денег (финансистов) начинают расходиться, перестают быть общими и начинают всё больше вступать в противоречие! Финансисты находят со временем самое лучшее средство для производства денег. Они создают свой "товар": всевозможные ценные бумаги, акции, облигации, деривативы и пр. Эти финансовые инструменты, как наиболее приспособленные для достижения указанной цели, рано или поздно должны будут стать основными. И товарное производство как средство делания денег проигрывает!
Это неизбежно, поскольку процесс достижения цели заставит участников применять то, что в наибольшей степени её приближает. А цель в буржуазном обществе уже известна: получить прибыль в денежном выражении, сделать деньги. Но мы знаем, что деньги имеют смысл, лишь когда их можно обменять на потребляемый непосредственно товар, который становится невыгодно производить по сравнению с финансовыми инструментами. А последние тоже имеют смысл лишь при обмене на реально потребляемые продукты, в конечном итоге.
Стихийное развитие средства в стремлении к идеально-абсолютной форме приводит к отрицанию цели его собственного существования. Можно предположить, что решение проблемы поддержания общественно-необходимого товарного производства лежит большей частью в плане обязательного наличия двойственных инструментов организации товарно-денежного обращения, или иного способа самоорганизации индивидов, где их личные, частные цели в еще большей степени будут совпадать с отчужденно-общественными.
В мире нет и не может быть ничего Абсолютного. Как только одна из противоборствующих сторон в конфликте окончательно побеждает, она неизбежно должна и сама измениться, стать другой и начать решать другие проблемы. И путь решения вышеуказанной задачи лежит в использовании выявленных законов развития финансовых систем для их сознательного изменения и снятия тем самым накопившихся противоречий. Противоречий между интересами банкиров и товаропроизводителей, общественно необходимой функцией товарообмена и частной собственностью на средства обмена и т.п.
Развитие финансовой системы и трансформация её в рейтинговую
"Rating" —означает субъективную оценку какого-либо плохо измеримого явления по заданной шкале. То есть, если оценка, качественно и количественно, может быть поставлена, например, время прохождения дистанции спортсменом, она не является рейтингом, поскольку объективно показывает требуемый параметр. Это важно — рейтинг СУБЪЕКТИВЕН! По определению.
На финансовом рынке сегодня рейтинг используется как показатель способности субъекта экономики выполнять свои долговые обязательства. Это не единственная возможность использования рейтингов в бизнесе, однако для рассмотрения общих закономерностей регулирования финансовых институтов остановимся на ней как основной по сути. Так зачем и кому нужны эти субъективные оценки?
Для рассмотрения вопроса надо начать несколько издалека. Мы показали выше, что финансовая система как регулятор буржуазной экономики, развиваясь, должна преобразовываться в форму, наиболее соответствующую целям: сначала тем, для которых она была создана, а затем соответствуя логике развития и своего собственного воспроизводства. То есть появление рынка ценных бумаг, деривативов и перетока промышленного капитала в финансовую форму было неизбежным результатом развития финансовой системы.
Однако, как только новая система движения и расширенного воспроизводства, теперь уже финансового капитала в рамках практически полностью виртуального экономического пространства, оформилась, неизбежно возник вопрос о необходимости выделенного регулятора, надстройки, для этой самовоспроизводящейся системы! И именно эта роль выпала рейтинговым агентствам (РА).
В данной работе не будет рассматриваться, как те или иные РА появились на свет и способы определения ими рейтингов для тех или иных субъектов экономики. На то достаточно специализированной литературы.
Сегодня во многом сформирована надстройка над финансовой системой, претендующая на управление ДОВЕРИЕМ, что является основой генерирования денежной массы - долговых обязательств субъектов экономики. Это надстройка состоит из совокупности РА, которые по своему влиянию уже сегодня сравнимы не только государственными структурами, но и транснациональным капиталом. Который всё ещё считает, что раз он платит за рейтинг, то он и девушку танцует. Но будущее в русле существующих тенденций — за механизмами контроля последнего рубежа, который определяет возможность перехода субъективного фактора — доверия, в объективный — долговое обязательство.
Предыдущий уровень организации управления предполагал контроль на уровне централизованных узлов (банков) концентрации и обмена долговых обязательств субъектов экономики на долговые обязательства банков — банкноты, т.е. просто деньги. Любое управляемое качество или величину чего-либо управляемого можно описать, переопределить уже через управляющее изменение в соответствующих значениях. Скажем создание, движение, потребление продукта, можно определить через процесс движения товаров — товарооборота. Который вполне себе регулируется и описывается движением соответствующих финансовых инструментов. Организация получила кредит на развитие, наняла работников, те получают аванс согласно платёжной ведомости, взамен производят продукт, который согласно платёжных документов двигается к потребителю и т.п. Размеры кредита зависят от соответствующей оценки надёжности заёмщика в обслуживании долга.
В итоге, мы снова закономерно получим, что значения рейтингов опосредованно управляют субъектами экономики. Посредством формирования необходимых уровней ДОВЕРИЯ у контрагентов. Именно доверия, а не прямого регулирования отношений. Таким образом, в надстройке над финансовой системой – системе производства рейтингов субъектов экономики — мы закономерно имеем следующий уровень управления экономикой.
Рассмотрим цепочку отношений: Рейтинг позволяет субъектам экономики установить доверительные отношения, которые позволяют производить операции опосредованного товарообмена с участием долговых обязательств, где один из участников на основе доверия контрагентов обменивает товар на деньги — долговые обязательства, выданные банком, которые возникают в результате обмена на личные долговые обязательства субъектов экономики. В общем случае обмен возможен и на обязательство самого контрагента, тот же вексель.
Теперь к сути вопроса. Рейтинг как оценка есть СУБЪЕКТИВНАЯ информационная характеристика, которая, целиком и полностью, может быть дана субъектом в отношении прочих субъектов и их сообществ. Таким образом, мы выходим на высший уровень, где фактически отсутствует какое- либо объективное регулирование через контроль соответствующих инструментов воздействия на формирование рейтингов, ввиду отсутствия таковых.
Банкиры, наконец, получают в развитии отрицание имеющихся у них средств контроля над кредитно-долговыми отношениями. Кредитные отделы банков, преобразовываясь в рейтинговые агентства, начинают преследовать и собственные цели. Змея начинает пожирать свой хвост.
Всё вышесказанное позволяет увидеть вектор развития средств управления экономикой общества. Что делает возможным сознательное управления данным процессом. Требуется создание и распространение открытых рейтинговых систем для всего общества, открытого оценивания тех или иных участников различных общественно значимых процессов.
Примером очень эффективного использования общественной оценки общественно же значимых процессов, может служить программа С.Э. Кургиняна "Суть времени". Вне конкретного приложения, но лишь по используемой технологии. Многие могут решить, что скорее всего, созданные на общественных началах любые открытые рейтинговые системы будут, так или иначе, перекуплены, взломаны и прочими способами поставлены на службу чьих -либо частных интересов.
Но данное утверждение, есть лишь узкий взгляд на процесс развития выделенной из общества социальной структуры в её отрицании самого общества. И в процессе развития-изменения, как и любая сложная система, данная структура неизбежно начинает отрицать уже и саму себя предшествующую, чем и сближается с той, что её породила, на новом витке взаимоотношений.
Так и в данном случае, рейтинг в идеале — это полностью информационная сущность-высказывание, вдобавок субъективный по происхождению. Его можно либо принять, либо отвергнуть. Это квант, целое, со стороны. В смысле того, что как только он становится объективно зависимым, он теряет собственную сущность и просто перестаёт быть таковым.
На обычном языке это значит, что человека можно заставить высказать любое мнение, и заставить следовать этому недобровольно высказанному. Однако организация труда становится принудительной и малоэффективной. С соответствующим итогом: деградацией производства и социальной сферы. Что совсем не исключено в случае стихийного развития ситуации. После чего неизбежно начнётся цикл в общих чертах повторяющий пройденный этап.
Сегодня банки могут создать любое количество денег, нет желающих взять их в долг среди тех, кто считает, что должен и сможет его отдать. Но долг ведь и существует лишь потому, что его надо отдавать! И деньги существуют, поскольку есть соответствующие долговые обязательства, данных субъектов экономики, под которые они и были эмитированы. Нет возможности вернуть долги, нет и денег, есть лишь расписки и записи в памяти банковских серверов. Делайте с ними, что хотите.
Финансовую систему можно разрушить, но это так же означает, что она несовершенна (разрушение есть стихийное изменение, откат назад, а развитие с выходом на новый уровень функционирования есть сознательное изменение) и следует двигаться дальше в развитии, создавать следующий уровень управления, с более высокой степенью идеальности. Разрушить который будет, соответственно, на порядок труднее.
И напоследок, как частный вывод для организаторов и пользователей различных интернет - площадок, где общаются огромное количество людей и обсуждается практически всё, что происходит в стране и мире. Вводите обязательные системы рейтингов, исследуйте самые оптимальные способы их вычисления и т.п. И в первую очередь рейтинги должны быть оценкой способности участников выполнять свои обязательства!
SvK