12.01.16. Несовместимые вещи
Тему штатовских казначеек я затрагивал не раз, и даже высказывал мысль о том, что все эти пресловутые Quantitative easing были затеяны вовсе не для так называемого "стимулирования" экономики, а для банального спасения банковской системы (которая по сути и есть Федеральная резервная система со всеми входящими в неё банками) и для пополнения бюджета, который трещал по швам и продолжает трещать. Писал и о том, что пополнение бюджета за счёт внешних инвесторов в государственные облигации (Treasuries) из года в год (из месяца в месяц) не растёт, а даже снижается. А потребности растут, хотя бы даже за счёт роста популяции. Для осмысления этого факта есть громкоговорящие данные с сайта treasury.gov.
Oct | Sep | Aug | Jul | Jun | May | Apr | Mar | Feb | Jan | Dec | Nov | Oct | |
2015 | 2015 | 2015 | 2015 | 2015 | 2015 | 2015 | 2015 | 2015 | 2015 | 2014 | 2014 | 2014 | |
China, Mainland | 1254.8 | 1258.0 | 1270.5 | 1268.8 | 1271.2 | 1270.3 | 1263.4 | 1261.0 | 1223.7 | 1239.1 | 1244.3 | 1250.4 | 1252.7 |
Japan | 1149.2 | 1177.1 | 1197.0 | 1200.8 | 1197.1 | 1214.9 | 1215.9 | 1224.7 | 1224.4 | 1238.6 | 1230.9 | 1241.5 | 1222.4 |
Carib Bkg Ctrs 4/ | 322.0 | 322.5 | 329.0 | 323.6 | 317.7 | 311.2 | 295.4 | 292.6 | 281.6 | 273.1 | 272.4 | 269.3 | 263.9 |
Oil Exporters 3/ | 291.4 | 291.3 | 293.2 | 298.4 | 296.7 | 296.8 | 292.9 | 297.3 | 296.8 | 290.8 | 285.9 | 278.9 | 281.8 |
Brazil | 255.0 | 251.6 | 255.3 | 257.9 | 256.3 | 258.5 | 262.7 | 261.5 | 259.9 | 256.5 | 255.8 | 264.2 | 261.7 |
Ireland | 232.9 | 222.5 | 216.4 | 216.6 | 217.8 | 209.0 | 215.7 | 214.3 | 206.5 | 203.7 | 202.0 | 193.9 | 188.5 |
Switzerland | 225.6 | 227.6 | 222.7 | 218.4 | 217.0 | 222.7 | 215.8 | 211.8 | 201.7 | 205.5 | 190.1 | 183.8 | 184.3 |
United Kingdom 2/ | 210.6 | 214.0 | 222.8 | 212.9 | 215.0 | 199.5 | 195.6 | 200.3 | 192.3 | 207.4 | 188.9 | 174.3 | 171.3 |
Hong Kong | 197.0 | 198.6 | 193.2 | 182.8 | 181.3 | 186.3 | 183.1 | 180.7 | 175.4 | 170.8 | 172.6 | 165.6 | 161.0 |
Luxembourg | 188.2 | 191.0 | 184.8 | 185.2 | 183.9 | 177.0 | 171.0 | 176.7 | 179.2 | 176.0 | 171.8 | 166.6 | 162.5 |
Taiwan | 178.1 | 178.1 | 172.5 | 172.4 | 175.6 | 174.2 | 170.3 | 168.2 | 165.9 | 170.6 | 174.4 | 170.6 | 172.9 |
Belgium | 138.3 | 135.8 | 110.7 | 155.5 | 207.7 | 202.8 | 228.9 | 252.8 | 345.3 | 354.6 | 335.4 | 335.7 | 348.1 |
India | 116.6 | 113.5 | 115.6 | 116.4 | 117.0 | 114.0 | 110.3 | 107.7 | 101.7 | 91.2 | 83.0 | 80.5 | 77.5 |
Singapore | 111.6 | 122.9 | 116.0 | 112.7 | 113.7 | 110.3 | 109.7 | 110.6 | 109.7 | 109.7 | 110.0 | 110.1 | 108.0 |
Russia | 82.0 | 89.1 | 89.9 | 82.1 | 72.0 | 70.6 | 66.5 | 69.9 | 69.6 | 82.2 | 86.0 | 108.1 | 108.9 |
Grand Total | 6046.3 | 6103.1 | 6098.7 | 6116.5 | 6174.8 | 6133.9 | 6137.5 | 6172.3 | 6161.7 | 6217.0 | 6156.0 | 6114.8 | 6062.1 |
Октябрьские вложения Китая в американский бюджет остались на уровне 2014 года (1 триллион 254 миллиарда - просто вдумайтесь в эти числа!). Япония (! - вечный спаситель штатов) снизила количество трежерис в своих валютных резервах, Россия в том же списке. Смотрим в самый конец: В целом за год золотовалютные запасы стран - держателей долга США увеличились на... 16 миллиардов долларов со знаком минус. И это при приблизительном ежемесячном дефиците бюджета штатов порядка 70 млрд. долларов.
Дефицит государственного бюджета США за три последних года (ежемесячно):
Сразу возникает вопрос, откуда деньги? На это есть второй график, который показывает положительную динамику зависимости дефицита бюджета от ВВП:
Если график нам не врёт, то это означает, что налоговые поступления в бюджет значительно увеличились за счёт роста экономической активности, за счёт роста ВВП (может быть за счёт роста налогов? - вряд ли, такой тенденции пока не наблюдается). И вот в этом графике я вижу откровенную липу. Ежемесячный дефицит есть и никуда не делся, а ВВП если и рос, то весьма медленными темпами, с 2009 рост выглядел как практически прямая линия, и сейчас ВВП США в абсолютных величинах составляет 16585 млрд. долларов. Много. Красиво. Но государственные доходы не растут или растут не так сильно и плавно, как ВВП. Я специально взял данные не за последние пару лет, а с 2006 года. Нет роста государственных доходов:
Так всё-таки, откуда деньги на пополнение оскудевающего бюджета? Или прямой вопрос: где брать деньги, если иностранные инвесторы отворачиваются от покупки долговых обязательств казначейства США? Ответ напрашивается сам собой: напечатать - самый простой вариант. Однако он не прокатывает. Ещё одна проблема, которая является очередной палкой о двух концах - это обслуживание долга. Будем считать, что повышение ставок Федеральным резервом является обдуманным и осознанным шагом. Этот шаг, во-первых, воздействует на все остальные ставки, и кредиты становятся дороже, что в конечном счёте вызывает удорожание самих денег (теоретически). Тем самым влияние распространяется дальше и дальше волнами, в конечном итоге затрагивая и ставки (доходности) облигаций - чего в данный момент не наблюдается со штатовскими трежерис. Но в перспективе доходность может вырасти, что привлечёт инвесторов в казначейки США - на это и надеялся Фед, поднимая ставки. Это один конец палки. А второй конец таков: при увеличении доходности казначеек, растёт стоимость обслуживания долга, то есть выплаты процентов по ранее выданным обязательствам. А при размерах долга, который сейчас имеет США, это громадные суммы.
Но я собирался говорить не об этом, а о влиянии Китая на все рынки, в том числе и на рынок государственного долга. Штаты боятся, и очень сильно боятся сброса казначеек Народным Банком Китая. Таким образом, поднимая ставки, они надеются удержать китайцев от опрометчивых решений, чтобы НБК и дальше продолжал не только удерживать долги США у себя, но и занялся новыми накоплениями американских казначейских бумаг. Китай может сейчас пойти на любые шаги, вплоть до сброса золотовалютных резервов. Но и здесь всё взвешивается на тех самых весах с вероятностями последствий.
Снижение курса юаня для поддержания экспорта не требует вмешательства в ЗВР, даже наоборот, девальвации национальной валюты можно добиться простым увеличением денежной массы, чем НБК успешно занимается, эмитирует себе на здоровье. Но доллары могут потребоваться на поддержание банковской системы в целом, а банки Китая сейчас испытывают некоторые трудности. Так что сброс казначеек возможен, но особой необходимости в этом нет.
Открытым остаётся вопрос с дальнейшим повышением ставок. Есть предположение о том, что если в течение первого квартала не произойдёт повышения доходности казначейских бумаг США, то всё затеяно зря. Керри-трейда в этом случае не произойдёт и бюджет штатов недополучит ожидаемых бонусов, а это почти катастрофа. Не помогут ни хорошие нонфармы, ни рост инфляции, так как само Казначейство оскудеет. Кроме того, тот же дорогой доллар будет препятствовать керри, так как немного найдётся желающих брать доллар по заведомо завышенному курсу и покупать на них активы с практически нулевой доходностью. Вот такие пироги, господа.
Короче, в ближайшее время штатам нужны слабеющий доллар и увеличивающиеся доходности государственных облигаций. Но это вещи почти несовместимые.
Примечания.
— Обзоры не являются рекомендациями к торговым операциям.
— Прежде чем делать выводы по конкретной статье, загляните в предыдущие, может быть там есть объяснение моих действий сегодня
— Комментарии к обзорам могут оставлять только зарегистрированные пользователи