20.10.13. Борьба мнений часто заканчивается пустотой
Напомню, что по закону, принятому ещё в позапрошлом веке, служащих государственных учреждений могут уволить, оштрафовать, и даже посадить в тюрьму за попытку работать во время отключения правительства. Даже рабочую почту с домашнего компьютера проверять нельзя.
Однако аукционы проводились и во время шатдауна. По крайней мере я проверил три аукциона долгосрочных бумаг, все прошло по графику, вот их результаты:
3-Year NOTE, Tuesday, October 08, 2013
10-Year NOTE, Wednesday, October 09, 2013
30-Year BOND, Thursday, October 10, 2013
Внимательно посмотрим на даты расчёта или выпуска облигаций. Все три аукциона и по графику и по факту имеют одну и ту же дату - 15 октября. Значит средства поступили в ФРБ именно в этот день. Хорошо, пусть будет так. Я не силён в законодательстве США, и ФРБ Нью-Йорка, хоть и занимается большинством финансовых операций ФРС на открытом рынке, но правительственным учреждением его не назвать, это всё-таки акционерное общество. Чего не скажешь о Казначействе США - это стопроцентно правительственное учреждение и оно должно было отключиться первого октября. Но и здесь мне могут возразить. Люди в этот момент не работали. Проходили электронные торги, а компьютерным системам казначейства работать не запретишь.
Но есть и третья неувязка. Государство продолжало залезать в долги в тот момент, когда делать ему этого было нельзя. Какой смысл в разговорах о том, что 17 октября у правительства закончатся деньги, и в то же время продолжать занимать деньги? Причём в строго запланированных объёмах. И краткосрочные бумаги продолжали продаваться на аукционах. 1, 8 и 16-го октября продавались 28-девные билли, и продавались вполне успешно, судя по результатам аукционов. По крайней мере показатель спроса Bid-to-Cover Ratio колебался в эти дни от 2.75 до 4.33. Это, господа, очень даже приличный спрос. И ставки оставались в пределах нормы, как будто нет никакого шатдауна и никакого риска.
А это означает, что в данный момент у Казначейства есть деньги. Единственное. что они потеряли - это налоги за 15 дней остановки. Это тоже хорошие деньги, но тут стоит напомнить, что основная часть налоговых поступлений приходится всё-таки на частный сектор. Так что никто ничего особо не потерял. Есть предположение, что большое количество публикаций о потерях США в ВВП и потерях Казначейства - это просто кухонные разговоры. Страшилки.
Всё это лирика, а хотелось бы побольше конкретики. Я не говорю о том, что США ничего не потеряли на шатдауне. Потеряли. И сейчас, буквально в ближайшие дни может возникнуть спрос на доллар именно по этой причине. Я говорю не про валютный рынок, который частенько живёт по своим правилам, я сейчас возвращаюсь к потребностям Казначейства США.
Следующая проблема, способная повлиять на эти самые правила - приближающееся заседание Комитета по открытым рынкам. Тут мне ничего другого не остаётся, кроме как отслеживать выступления представителей ФРС и делать выводы. Последние свои заметки я сделал в прошлый четверг, и с тех пор мало что изменилось. На конференции по проблемам банков много кто выступил от Феда, но они не комментировали денежно-кредитную политику, поэтому к тому, что я сказал ранее, мне добавить нечего. Настроения в ФРС унылые, и будет смешно, если QE всё-так начнут сворачивать именно на ближайшем заседании, хотя отрицать этого я не могу. Подобное решение вполне в духе нашего противоречивого времени и очень сильно помогло бы доллару.
Европа. Немного нового нам сообщили из европейских стран. Возможно, все были отвлечены на Америку, но и без этого я нашёл мало новостей. ZEW выпустил короткий отчёт, в котором говорится, что оптимизм в регионе опять вырос. Оценка текущей экономической ситуации за октябрь в Германии незначительно ухудшилась, а в целом по еврозоне выросла. О новых политических выдумках ЕЦБ я ничего не слышал. 14-15 октября в Люксембурге состоялось заседание министров финансов стран еврозоны, на котором возникли некоторые разногласия по поводу принятого в августе соглашения о помощи проблемным банкам.
Шойбле, например, против поддержки всех и вся, он за то, чтобы местные банки полагались больше на помощь собственных правительств и частных инвесторов, а Драги, в общем-то, не против, но полагает, что государства в таком случае должны иметь подушку безопасности, да и вообще, нужно внести большую ясность в вопросе кому давать помощь, а кому и нет. Короче, в европах до сих пор не решена задача проблемных банков, которых, как я понимаю, ещё не счесть. А это может означать, что в скором времени мы услышим о новых программах помощи и государствам и банкам. Такой вариант предполагает расширение баланса ЕЦБ, если помощь пойдёт с этой стороны, а не из ESM.
Почитав Chessplayer-а, я могу склониться к мысли о предумышленном движении институционалов против ритейла, однако и тут не всё так гладко. Я видел гигантский спрос на доллар в паре с евро на 1.3660-75. Цену туда подтянули, сожрав при этом стопы тех, кто ненадолго пытался продать ниже 1.3625, потому что в этом промежутке (1.3630-60) лежала, по-видимому, куча стопов. Да и тянуть туда цену опять таки не пришлось, стопы и минимальный спрос в этом районе довершили начатое, нужно было всего лишь закрыть всех, кто сидел и ждал продажи ровно на 1.3625.
Я могу, конечно, увидеть в этом спланированную акцию, но мне больше по душе версия Бочкарёва: Потолок госдолга повышен только на время. Неопределённость сохраняется. Сокращения QE может не произойти в октябре и даже в декабре. Вот вам и реакция рынка. Вроде даже вполне адекватная.
По торговле. Позиций у меня нет. Опять всплывает мысль о валютном коридоре, границы которого я достаточно подробно описал в прошлые выходные. И фунт и евро снова подошли к тем самым границам. Так что я подожду до середины понедельника, и там буду делать выводы. При любой попытке пойти вниз от границ буду пробовать продажи. Сейчас я к этому не готов.
Мирошниченко Михаил (consortium)
Примечания.
— Обзоры не являются рекомендациями к торговым операциям.
— Прежде чем делать выводы по конкретной статье, загляните в предыдущие, может быть там есть объяснение моих действий сегодня.