08.11.12. Риторика политиков или замкнутый круг.
Экономика работает не просто так, экономика работает только на потребителя, уберите потребителя, и экономика встанет. Основной закон рынка "спрос - предложение" ещё никто не отменял. Вся современная экономическая модель основана на кредитной системе работы (почти вся, есть редкие примеры саморазвития, за счёт внутренних резервов предприятий). Так вот, модель нарушить очень легко, достаточно уменьшить финансирование производства, и развития как не бывало. Кроме того, практически каждое предприятие втянуто в финансовую сферу точно так же, как и банки, только предприятие, в отличие от банка, владеет низколиквидным активом - собственной продукцией.
Вся финансовая сфера пронизана страхами: страхом недополучить прибыль и страхом потерять. Поэтому при любом сбое в системе банки резко сворачивают большую часть внешней деятельности и замирают в собственной скорлупе, пытаясь при этом надуть собственную подушку безопасности - увеличить резерв. В этом случае в первую очередь начинает страдать производство. Невозможность получить от банков помощь в виде очередных кредитов на погашение уже существующих долгов (а так работает большинство!) вынуждает владельцев предприятия закрывать часть производства и увольнять персонал. Чем это кончается - мы наблюдаем уже четвёртый год.
Нарушить модель легко, восстановить сложно. Кроме чисто практического разлада в системе, возникает некий психологический ступор. Банки не желают кредитовать (даже кредитовать друг друга!) и продолжают сидеть в ракушке, занимаясь только спекуляциями, ещё бы, они же владеют самым ликвидным активом - деньгами, чем им ещё заниматься? А предприятия, свернувшие часть своей деятельности, производят минимум и не развиваются, так как отсутствует потребитель. Под потребителем я подразумеваю не просто обывателя, домохозяйства, а и потребителя в виде другого производителя или представителя сферы услуг.
Вот тут и возникает тот самый замкнутый круг, про который я уже не раз писал. И начну я его, как это ни странно, с безработицы, то есть с самого низа. Безработица порождает низкий потребительский спрос, который достаточно широк: низкий спрос на потребительские товары тянет вниз производство этих товаров, низкий спрос на услуги тянет вниз ещё часть промышленности, для примера приведу ухудшения в сфере туризма: уменьшается спрос на перевозки - страдают транспортные компании, за ними следует машиностроение, снижается спрос на транспортные средства, в туристических странах закрывается общепит, от этого несёт убытки пищевая промышленность и сельское хозяйство, отрасли, кормившие туристов, чахнут.
Теперь сама цепочка. Безработица - отсутствие потребителя - спад производства и услуг - новые увольнения - безработица... Нас пытаются убедить в том, что программы по вливанию денег в систему призваны "стимулировать" экономику. Взгляните на цепочку и скажите мне, где в этой цепочке деньги? Они являются лишь связующим звеном, но не образующим. Если идти от начала, то получается, что деньги нужны первичному потребителю, с которого может восстановить работу весь конвейер. Грешно смеяться, но это означает, что нужно начать кредитовать всех и вся, и безработных в том числе. Простите, но мы через это как раз и зачали тот кризис, который имеем. Вариант второй - вливание денег в систему снимает тот самый психологический ступор и даёт некоторую свободу финансовым институтам. Деньги начинают вливаться в середину цепочки, то есть в производство. Увеличение количества товаров снижает цены и подталкивает потребление. Вполне возможно, не отрицаю, но это путь тоже вызывает сомнения.
Всё, что я написал выше, не отражает всей экономической модели кризиса, всё гораздо сложнее, потому что я не учёл многие факторы, да и упростил до предела. Я не претендую не высокое звание экономиста и тут есть о чём поспорить. Теперь вернусь к началу, к политикам. Европейцев настолько заел долговой кризис, что чиновники стали забывать о том. что кроме денег, которые кто-то кому-то должен, есть ещё и экономика, есть люди, есть производство, которое должно выпускать товары в конечном итоге для этих самых людей. Почему меня и поразило последнее высказывание Драги о поломке европейского локомотива, раньше он говорил только о деньгах. Теперь посмотрите на его сегодняшнюю сопроводительную речь: "инфляция", "денежная масса", "денежно-кредитная политика", "бюджетная консолидация", "банковский союз", ещё много раз "инфляция", и лишь чуть-чуть о ВВП.
Бернанке в этом отношении более-менее честен. В релизах заседаний FOMC, да и в своих выступлениях, он не забывает упомянуть в первую очередь безработицу, затем рынок жилья, говорит и о потребительском рынке и о доходах домохозяйств. Редко, очень редко, он вспоминает банки и всё, с ними связанное. То есть даже в риторике позиция ФРС намного правильнее, чем позиция ЕЦБ. Но в любом случае они врут. Вся их политика направлена только на спасение банковской системы, так как они полагают, что подрыв этой системы вызовет мировой коллапс, и они правы только в этом. Получается, что до тех пор, пока верхушка не решит, что банкам ничего не грозит и угроза миновала, кризис будет продолжаться. То есть ещё долго.
Я не думаю, что в среднесрочной перспективе нас ждут глобальные потрясения. Волатильность на всех рынках останется высокой, кризис продолжается и нервы напряжены, от того и дёргаемся как эпилептики. Возможно мы выйдем в новые торговые диапазоны, ниже, чем мы сейчас находимся. Например S&P500 уже проколол долгосрочный годовалый канал, вышел из области консолидации и, скажем так, закрепился в новой области.
На недельном графике евро продолжается планомерное продавливание границы временной зоны М-сетки.
На дневном графике евро виден выход в новый прямоугольник. Всё опять же упирается в уровень 1.25, который я указывал раньше.
Мирошниченко Михаил (consortium)
Примечания.
— Обзоры не являются рекомендациями к торговым операциям.
— Прежде чем делать выводы по конкретной статье, загляните в предыдущие, может быть там есть объяснение моих действий сегодня.
— Все графики в публикации сняты с нерабочих счетов. На них скопированы ордера с реальных позиций с разницей в несколько пунктов.