25.12.11. Дефицит бюджета - очень опасная вещь.
Иногда на меня нападает желание попрактиковаться в долгосрочном прогнозировании. Для этого можно использовать разные методы, вплоть до обслюнявленного пальца, выставленного вверх или зажигания спичек советского образца, загорится - нет. Но мне уже давно больше интересны фундаментальны составляющие рыночных движений в корректном союзе с технической картинкой.
События последних лет в Европе, а именно долговой кризис, подталкивают к мысли о том, что в скором времени сбалансированные бюджеты станут старой сказкой и о них придётся забыть. И это относится не только к Европе, это имеет прямое отношение ко всем странам, привыкшим жить в долг и имеющим в проектах своих бюджетов новые займы и, как следствие, графу "обслуживание долга".
Я проведу небольшой ликбез и немножко упрощу и обобщу некоторые моменты для лучшего восприятия. Самые общие положения:
- Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы.
- Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.
- Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег, либо ужесточением налоговой политики. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
- Главным источником покрытия государственных расходов являются налоги. Подавляющую часть налоговых поступлений дают три источника: во-первых, индивидуальный подоходный налог, от которого поступает примерно треть всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно низка - 13,4%); во-вторых, налог на заработную плату, доля которого колеблется от 19% в Англии до 46% во Франции; в-третьих, налоги на потребление.
Ну а теперь попробуем представить себе бюджеты стран на следующий год. Не буду мучить вас цифрами, просто опишу ситуацию. Промышленность большинства стран в коматозном состоянии, налоговые поступления из этого сектора уже уменьшились намного. Прогнозы по мировому ВВП очень печальные. Безработица даже во многих развитых странах зашкаливает за 9%, налог на заработную плату, соответственно, тоже пострадал. Многие державы набрали долгов больше 100% своего валового продукта, значит обслуживание этого долга, то есть текущие погашения, конечно же увеличились и включены в бюджет. Государственные программы (например по созданию новых рабочих мест) в текущих условиях требуют больших затрат, а финансировать их необходимо, иначе замкнутый круг. Можно продолжать перечисления очень долго.
Восполнение дефицита бюджета за счёт новых займов, даже под низкий процент, не может служить панацеей, такая практика всё равно через некоторое время приведёт к дефолту, так что нечего радоваться даже хорошим испанским размещениям на прошлой неделе. Хороший пример Греция. Дефолт произошёл. А фактически его удалось избежать только используя ненормативную практику. Списание долгов было "добровольным", настолько добровольным, как в своё время вступление в советский колхоз. Банки получили обещанное в тёмной комнате "возмещение" в виде кредитов на аукционе LTRO, но это опять же заёмные средства, а терялись-то кровные.
Прекрасная возможность избежать дефолта и улучшить дела с бюджетом - увеличить налоги. Но этого делать в текущих условиях социальной напряжённости нельзя. Есть вероятность введения всякого рода прогрессивных налогов, но это тоже не выход из положения. Очень хорошим выходом можно считать сокращение статей расходов бюджета, это очень и очень реальная мера, однако например Обаме напинали в конгрессе за его, в принципе, неплохую программу сокращения расходов. Почему? Да потому, что очень многие из предложенных мер оказались непопулярными настолько, что конгрессмены побоялись потерять свои кресла из-за гнева избирателей. В Европе подобные решения тоже проходят не гладко.
Я не буду долго рассусоливать. Я просто сделаю выводы. Все действия по обузданию долгов по обе стороны Атлантики за последний год потерпели фиаско. Я не думаю, что в следующем году что-то кардинально изменится. Резкие движения по борьбе с дефицитами возникнут только тогда, когда кого-нибудь клюнет жареный петух, а он клюнет. Я в новом году ожидаю дефолтов нескольких стран, в первую очередь европейских, и для этого есть весьма явные причины.
Конкретно по рынку и торговле я, наверно, уже написал в первом абзаце. Торговать не стоит, а если чешутся руки, то мизерным объёмом покупать евро в краткосрок. То есть мои приоритеты с прошлой среды на предновогоднюю неделю не изменились.
Мирошниченко Михаил (consortium)
Примечания.
— Обзоры не являются рекомендациями к торговым операциям.
— Прежде чем делать выводы по конкретной статье, загляните в предыдущие, может быть там есть объяснение моих действий сегодня.
— Все графики в публикациях сняты с нерабочих счетов. На них скопированы ордера с реальных позиций с разницей в несколько пунктов.
— Все новости рынка на http://tradersroom.ru/